Получите бесплатную консультацию
по любым вопросам строительства
Новый закон требует от саморегулирования в строительстве либо кардинально измениться, либо окончательно сойти со сцены
По инициативе Ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ) состоялся круглый стол на тему «Модернизация системы саморегулирования в строительстве». Его участники обсудили изменения в системе саморегулирования, которые вносит принятый 3 июля Федеральный закон №372.
Закон меняет основные условия доступа на рынок строительных компаний. По мнению руководителя аппарата НОСТРОЙ Виктора Прядеина, сегодня стоит задача трансформировать систему саморегулирования с учетом изменения законодательства.
С 2009 года, когда в строительной сфере началось внедрение саморегулирования, проделана солидная работа. Разработано 40 профессиональных стандартов, возникла саморегулируемая среда. Но одновременно образовались и серьезные искажения в этой практике. Стала процветать торговля допусками, СРО плохо контролировали безопасность и качество строительных работ, часто контроль велся только формально.
Сотрудники СРО не выезжали на стройки, а осуществляли его на основе присланной документации. А иногда и сами ее изготавливали.
Размещение компенсационных фондов отличалось непрозрачностью, в итоге часть их них оказалась утрачена. Согласно оценке, из примерно 100 млрд руб. 25 млрд руб. зависли в обанкротившихся банках или были откровенно похищены.
По словам Виктора Прядеина, известны случаи, когда руководителю СРО предлагалось продать свою организацию, а расплатиться обещали частью средств из компенсационного фонда.
Новый закон существенно меняет принципы работы СРО. И, прежде всего, в сфере госзаказов. По мнению Ивана Романова, управляющего директора «Группы ЛСР», он стимулирует строительные компании больше заботиться о своей репутации.
— Генподрядная организация начнет более скрупулезно выбирать субподрядчиков, станет смотреть на то, как реально работает компания, а не только изучать ее по бумагам, — говорит руководитель группы компаний. — Это произойдет потому, что повышается ответственность головной организации за конечный результат.
К тому же на генподрядчиков возлагается задача по трансляции новых требований к субподрядным фирмам. Раньше все на паритетных началах вносили деньги в компенсационные фонды, теперь это делать будет, в основном, генеральный подрядчик. И ему совсем «не улыбается» расплачиваться за некачественную чужую работу.
— Новый закон конкретизирует ответственность, которая раньше была размыта, — считает генеральный директор СРО СОЮЗ «ЭНЕРГОСТРОЙ» Сергей Лысцев. — Раньше получить компенсацию было весьма непросто. Теперь члены СРО знают, что в случае претензии деньги из компенсационного фонда будут непременно выплачены, и это их дисциплинирует.
По словам топ-менеджера, члены организации станут обращать внимание на то, кто работает рядом, кто состоит с ними в одном СРО. Это сделает отбор по всей цепочке более жестким.
Также теперь, по новому законодательству, СРО несет ответственность за каждый объект, на котором трудятся ее члены от начала работ и до его сдачи. Это потребует от СРО организовать контроль и сметно-нормативной документации, и проведения самих строительных работ на всех этапах.
Согласно новому закону, компании, договоры подряда которых составляют менее 3 млн. рублей, освобождены от обязательного членства в СРО — для них оно становится добровольным. Это позволяет снизить финансовую и административную нагрузку на малый бизнес.
Правда, тут есть один существенный нюанс. Если у компании контракт на 3 млн. рублей, это не означает, что затем она не заключит договор на большую сумму. А это уже требует вхождения в СРО. Поэтому, по словам Виктора Прядеина, многие такие строители не желают полностью рвать все связи со своим СРО. И в случае необходимости могут в него вернуться.
Впрочем, каждая компания самостоятельно будет определять свою стратегию в этом вопросе. О том, какие решения примут большинство таких предприятий, будет ясно к середине 2017 года.
К тому же новые правила вступления позволят упорядочить членство в СРО. Сегодня из 127 тыс. строительных компаний 20—25 тыс. ежегодно исключают из СРО или они сами покидают общества. Большинство этих предприятий — однодневки. То, что теперь им не надо вступать в саморегулируемое сообщество, только пойдет последнему на пользу: оно избавится от случайных и ненадежных попутчиков. В нем будут состоять компании, которые нацелены на долгую работу на рынке.
Безобразия, которые творились с компенсационными фондами, вызывали такие нарекания, что многие даже полагали, что саморегулирование в строительстве целесообразно отменить.
Теперь устанавливается новый порядок размещения компенсационного фонда: Минстрой и ЦБ согласовывают окончательные его правила. Они должны быть направлены на повышение прозрачности этого процесса. Правительство определяет список банков, на спецсчетах которых могут быть размещены деньги фонда.
До ноября 2016 года будет проведена инвентаризация всех размещенных средств с целью выявления того, сколько их реально есть в наличии и сколько средств было расхищено. МВД и прокуратура должны принять участие в расследовании пропажи денег и найти виновных. Это станет для всех сигналом, что подобные вещи отныне будут преследоваться и наказываться.
Еще одна проблема, которую решает новый закон — демпинг. Раньше при получении госзаказов он доходил до 70%, хотя максимально приемлемый уровень считается 5—10%. Причем это носило массовый характер. После вступления в силу закона хочется надеяться, что такие явления больше не будут иметь место.
СРО должно спрашивать у своего члена, за счет чего он так кардинально снижает цену. И если общество не получит внятного ответа или будет доказан факт недобросовестной конкуренции, то такая компания может быть из СРО исключена. А без членства в СРО она не только не сможет участвовать в распределении госзаказа, но и вообще работать на рынке. При этом, согласно новому положению, исключенная компания лишается права в течение года на вступление в другое СРО.
В связи с тем, что, согласно новому закону, теперь вступление в СРО должно происходить по территориальному принципу, ожидается большое перемещение строительных компаний по стране. Многим из них предстоит перерегистрация в другие СРО по месту прописки. И какая-то часть обществ уже сейчас начинает заманивать строителей к себе разными посулами, в том числе и сомнительными. Есть реальная опасность, что некоторые компании могут оказаться в недобросовестных структурах.
Что следует делать, чтобы не попасть впросак? Как советует Виктор Прядеин, 1 ноября станет ясно, какой компенсационный фонд имеет та или иная СРО, насколько рационально и добросовестно она его расходовала. Это весьма наглядный показатель ее деятельности. После получения такой информации и стоит принимать решение о членстве.
Это, разумеется, не означает, что не надо обращать внимания и на другие вещи. Например, в каком регионе эта СРО намерена продолжить свою деятельность, собирается ли сливаться, и если собирается, то с кем. Все эти факторы следует проанализировать и взвесить. И уже затем принимать решение, которое может оказаться судьбоносным.
— Реформа системы саморегулирования была ожидаема, — считает Виктор Прядеин. — Успехи и проблемы, с которыми компании сталкиваются в повседневной работе, принимались во внимание в законопроекте еще на стадии его разработки.
Не секрет, что серьезные недостатки в практике саморегулирования породили настроения в высших эшелонах власти вообще отказаться от этого института. К счастью, общественности удалось убедить руководство страны в том, что этот шаг стал бы ошибочным. В итоге ситуация начала развиваться в другом направлении, в эту сферу были внесены очень большие законодательные изменения.
Но это означает лишь одно: государство предоставило строительному сообществу, возможно, последний шанс доказать полезность этого института. Отсюда и значение, которое имеют и работа над ошибками, и внедрение новых подходов. Неслучайно ряд выступавших на круглом столе подчеркивали важность практической реализации этих подходов, предостерегали от опасности профанации при внедрении новой системы.
Будет очень обидно, если новая попытка внедрения саморегулирования завершится неудачно. Это станет свидетельством неспособности строительной отрасли к самоорганизации, откат к тотальному госрегулированию. А оно по определению не может быть эффективным. Вопрос в другом: понимают ли строители всю ответственность нынешнего этапа? Есть опасения, что не все и не до конца. Но время еще есть, чтобы внести в свое восприятие событий коррективы.
Владимир ГУРВИЧ
или проконсультируйтесь по телефону
1000-01-02
Услуга действует только в пределах России при звонках с мобильных телефонов.Звонок платный, 10 руб/мин.